ИНТЕРВЬЮ С АКТЕРОМ РАУФОМ ХАБИБУЛЛИНЫМ
Как стать актером в неактерской семье, чем интереснее играть отрицательных персонажей и почему детям нужно осваивать театральное мастерство?

В нашем журнале интервью с Рауфом Хабибуллиным – актером театра и кино, сооснователем и художественным руководителем первого в Казахстане независимого театра детей «Игра».
- Как рождается желание стать актером?

- Я не мечтал быть актером, у меня почему-то не было такого желания. Моя семья никак не связана с искусством, с театром, с поэзией и творчеством, вот прям совершенно не связана. Желание пришло позже. Все началось с того, что после окончания девятого класса, когда я принял решение дальше не учиться, а обрести какую-то профессию. Я поступил в профессиональный лицей № 3 на специальность «парикмахер-стилист». У меня все очень хорошо там получалось, я даже участвовал в конкурсах, занимал призовые места. Интересно, что в нашем лицее была развита художественная самодеятельность и как-то так получилось, что все время именно нашу группу назначали ответственной за проведение мероприятий – написать сценарий, подобрать музыку, костюмы, все отрепетировать, ну, и выступить на сцене. Для меня это было несложно, знаете, даже наоборот мне это очень нравилось и в какой-то момент оказавшись на сцене, произошел щелчок – вот я стою на сцене, на меня смотрит тысяча человек, а у меня нет страха, мне даже нравится, что их внимание обращено ко мне. Закончив лицей, я подумал, почему бы не попробовать заняться этим всерьез и решил поступать в академию искусств имени Жургенова.

- Расскажите о своем мастере Рубене Суреновиче Андриасяне, чему вы у него научились?

- Он очень уважаемый человек – и в нашей стране, и за ее пределами. Очень важные персоны считались с его мнением еще в советские годы, но несмотря на это он очень скромный. Конечно, Рубен Суренович профессионал, мастер и нашему курсу очень повезло. Мы только сейчас осознали, что мы последний курс, которому он уделял такое особое внимание. Он вложил много знаний и не только связанных с профессией, вложил в нас какую-то жизненную философию, научил нас очень простым человеческим ценностям, научил быть честными, смелыми, порядочными. Вместе со мной учились Илья Шилкин, Андрей Тарасов, Ирина Кельблер, Камилла Ермекова, Анна Логвиненко, Кристина Храмова – все вместе мы сейчас служим в театре имени Лермонтова. Мне очень повезло, что именно в тот год шел набор в русскую группу, который происходит только раз в три года.

- Рауф, все ваши однокурсники, вы все очень разные, а как много значит в актерской профессии внешность? На это ориентируются при наборе на актерский курс?

- Актерская профессия, конечно, зависит от внешних данных. Например, режиссер чаще всего отталкивается от внешности и темперамента. Когда идет набор на актерский курс тоже берут разных по фактуре актеров, чтобы у театра была возможность ставить какие угодно пьесы, с какими угодно персонажами, чтобы актеры были всех калибров, всех мастей и фактур. Хотя сложно сразу сказать, кого именно ты будешь играть, но актер должен уметь все – перевоплощаться, быть абсолютно универсальным, но опять же, если твоя фактура тебе позволяет. Вот, например, с нами училась одна девушка, она была небольшого роста, поэтому после учебы ее сразу направили работать в ТЮЗ, где она по сей день успешно работает.

- А кого вы хотите еще сыграть?

- Достаточно сложный вопрос, но мне близки классические персонажи, например, Князь Мышкин, Калигула, Гамлет, чтобы это были противоречивые, неоднозначные образы. Я в своих ролях люблю искать парадоксы, делать то, чего ни один актер еще до меня не делал – добавлять свой взгляд, свое отношение, свою личность. Меня привлекают сложные роли, отрицательные, потому что там всегда есть конфликт, еще Станиславский говорил, что, играя доброго, надо искать, где он злой, а в злом персонаже искать, где он добрый. Это важно для сохранения баланса, равновесия между положительными и отрицательными качествами.

- Рауф, расскажите о премьере спектакля «Женитьба Фигаро»? Как шли приготовления? Что лично вы вложили в спектакль?

- Начали читку этого спектакля мы в начале августа, репетиции проходили достаточно гладко, единственное, мы несколько раз прерывались из-за болезни членов нашей труппы. Для меня все в целом прошло очень легко. Каждый должен нести какую-то мысль, заложенную режиссером, а он видит по-своему. Естественно, что у нас у каждого есть свой взгляд на те или иные вещи, но мы командой садимся и обсуждаем это, приходя к единому мнению.

Рауф в спектакле «Женитьба Фигаро»
- А как вы понимаете образ плута Фигаро? Чем он отличается от образа Иванушки-дурачка?

- Иванушка-дурачок на самом деле не дурачок, это такая маска. Что касается плута, то по нему не угадать, что у него на уме – он может быть остроумным, простым, но таковым не являться на самом деле. Этот образ всегда с двойным дном. Думаю, что Фигаро более многогранный, сложный образ. Мне хотелось сделать его глубоким, но многое еще впереди. Премьера – это всегда только начало жизни спектакля. Я продолжаю работу над образом Фигаро.

- А этот образ сегодня актуален?

- В политике, и в медиа-пространстве очень актуален, вот поэтому мне и хотелось донести до зрителей, кто такой плут, какой он по внешности по характеру, показать, как он с самых низов смог дорасти до смотрителя замка, почему ему доверили управлять графством, конечно, у него никогда не будет титула.

- А волосы вы специально для этой роли отрастили?

- Нет, это все было из-за карантинных ограничений, когда были все парикмахерские закрыты. Сначала из-за этого, а потом подумал, что пусть растут, но вот и в этой роли для образа пригодилось.

- Почему классика нужна? Нужна ли она детям?

- Безусловно классика нужна, особенно детям, потому что она формирует вкус. Я очень рад, что у нас в театре имени Лермонтова проявляется классика, например, Фигаро. Есть и более современная драматургия, которая «по щиколотку» по глубине смысла, а классика – у нее же дна нет, она написана по всем канонам драматургии. К тому же любой режиссер сможет найти там что-то свое, новое, оригинальное, интересное. Для детей это очень важно, чтоб они умели интерпретировать тексты, театральные постановки и по мере взросления видели и понимали что-то новое, поэтапно раскрывая смыслы. Мне кажется, что это должно проходить вместе со школьной программой, вместе с литературой, конечно же. Ходить на балет, в кукольный театр, в музей и непременно всем классом! К искусству необходимо приобщаться с самого детства, не взирая на то, кем в будущем будет ребенок по профессии. Искусство всегда отражало жизнь и в нем есть многое, например, для развития эмоционального интеллекта, о котором сегодня в образовании так много говорят. Вообще через актерское мастерство можно таких высот добиться – и материальных, и социальных, и духовных, и физических, и энергетических!

- Почему такая связь?

- Актерское мастерство напрямую связано с психотерапией, потому что только через него можно снять не только внешние, но и внутренние зажимы. Актер часто работает как психолог, потому что он обращается к своему внутреннему миру, он анализирует пьесу, «распаковывает» персонажей, угадывает мотивы всех действующих лиц. Вообще, актеры очень тонко чувствуют мир, у них очень сильно развита интуиция, умение понимать происходящее вокруг. Вот поэтому я считаю, что просто необходимо этим заниматься всем, перенимать этот опыт – это оказывает влияние на становление личности, на духовный рост. В первую очередь, потому что если ты не понимаешь каких-то банальных основ философии, то это означает, что ты беден, означает, что ты просто существуешь без собственного взгляда на жизнь, по чужим установкам, и это я считаю самым ужасным, что может случиться с человеком.

- Вы являетесь художественным руководителем первого независимого театра детей «Игра», делаете огромный вклад в развитие культуры Казахстана, а какая у вас позиция в воспитании молодого поколения?

- Главное, это не навредить детям, важно создать максимально благоприятные условия для свободы мысли, творчества, самореализации. Позиция в том, что только так можно повлиять на ситуацию в культуре – сегодня заложить основу к завтрашним изменениям. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, свободно, его нельзя ограничивать, упрекать, критиковать. В актерской школе «Игра» мы убеждены в том, что актерское мастерство – это универсальный инструмент, который развивает ребенка во всех аспектах. Я очень горжусь тем, что нам удалось создать с Зариной, горжусь тем, что мы делаем что-то по-настоящему важное и нужное.

- А какие у вас внутренние установки? Все, кто с вами рядом знают, что вы мало говорите и больше действуете. И какое у вас кредо?

- Ну, кредо нет, а что касается установок – доказывать, что ты лучший необходимо своей работой. Каждый день нужно доказывать, что ты не верблюд, что ты профессионал, что ты продолжаешь развиваться. Всегда необходимо действовать, не взирая на неизвестность, нужно передвигать ноги, следовать искусству маленьких шагов, как это написано в молитве Антуана де Сент-Экзюпери. А еще для меня очень важны отношения с людьми, я человек не скандальный, я человек миролюбивый и люблю в себе это качество – умею выстроить отличные отношения абсолютно со всеми. Я благодарен судьбе, что вокруг меня столько замечательных людей – в «Игру» притягиваются просто замечательные люди!

- Это вы действуете как магнит.

- Возможно! На отношениях строится все – это важно и в семье, и в работе, и в социальной жизни. Мы же все друг с другом взаимосвязаны, поэтому пусть с человеком даже никогда больше не увидимся, но мне хочется, чтобы осталось хорошее мнение обо мне. Людям нужно понять, что когда они наносят кому-то вред, то они ранят и себя тоже, потому что все исходит изнутри, а люди часть тебя и твоего мира.

- Как вы думаете будет ли актерская династия Хабибуллиных? Станет ли ваша дочка Риана актрисой и видите ли вы в ней эти задатки?

- Честно, я не знаю, в таком возрасте еще пока рано об этом судить. Маленькие дети – все актеры, художники, танцоры, певцы, музыканты, ораторы. А вот к чему у нее будет предрасположенность, что ей будет даваться легче всего, чем она будет готова заниматься всю жизнь, тем пусть и занимается, а мы с Зариной ее во всем поддержим. Нужно заниматься тем, что по-настоящему приносит тебе удовольствие, тогда это уже будет не работа, а любимое дело всей жизни.

- А как вы понимаете, что ребенок талантлив и у него есть задатки актера?

- Ну, это позже проявляется, это уже более такое осознанное решение. На занятиях обычно такие дети много предлагают своего, они очень внимательно смотрят и как будто ловят каждое твое слово.

- Какую сейчас вы поставили себе цель?

- Сейчас я работаю над тем, чтобы освободить лично для себя время и пространство. Я очень погружен в работу и это на мне сказывается не лучшим образом – я очень быстро истощаюсь и это плохо. Вот поэтому сейчас я хочу спокойно сесть и определиться со своими планами на будущее. Есть в перспективе два проекта, на которые я возлагаю большие надежды. В планах есть написание книги. Хочу попробовать что-то новое, далеко не отходя от театрального направления и, конечно же, развиваться дальше, не стоять на одном месте, а идти вперед и с песней! Важно сохранить внутри себя ребенка, и дать ему иногда побаловаться, поиграть, повеселиться, потому что внутри каждого из нас живет этот самый ребенок, которого необходимо иногда выпускать, чтобы на душе стало легко и тепло.

Беседовала Шолпан Адибаева

БЛИЦ-ОПРОС для Рауфа Хабибуллина
Любимая игра Московские прятки, казаки-разбойники

Любимый образ Клоун

Любимый жанр Трагикомедия

Любимый фильм «Гражданин Кейн»

Любимый цвет Черный

Любимый актер Михаил Чехов

Главное качество актера Искренность

Самое ценное человеческое качество Уважительность

Роли в театре

Е. Турсунов «Жили-были...» – Кайрош, Обама

В. Шекспир «Много шума из ничего» – Дон Хуан

Ж.-П. Абу «Трансфер» – Фабрис Монтекатини

А. Грибоедов «Горе от ума» – Платон Михайлович

Т. Уильямс «Трамвай «Желание»» – Разносчик газет

Н. Гоголь «Ревизор» – Хлестаков

М. Камолетти «Пижама на шестерых» – Бернар

Р. Куни «№13» – Официант

Т. Габбе «Хрустальный башмачок» – Принц

Е. Черняк «Василиса Прекрасная» – Иван, Кот

П. Бомарше «Женитьба Фигаро» – Фигаро

Made on
Tilda