Александра киМ
Рецензия на спектакль «Зефирный Жора»
Приказано дышать,
отказано сдаваться!
«Зефирный Жора» – это трогательная история о самом обыкновенном необыкновенном мальчике, которую алматинским детям подарил независимый театр «АРТиШОК». Спектакль был поставлен Галиной Пьяновой, Антоном Болкуновым и Ольгой Малышевой по мотивам одноименной повести казахстанской писательницы Тони Шипулиной.
Георгий Зефиров, которого играют Айганым Рамазан и Санжар Маратов, абсолютно уверен в том, что является самым толстым мальчиком в своей школе, а может быть даже и во всем мире. Маленький одинокий ребенок, вечно занятые родители, нападки жестоких одноклассников, безответная любовь и комплексы, мешающие радоваться жизни – в целом с такими ингредиентами история получилась бы грустной, но совершенно не цепляющей. Однако, спектакль все же удивляет зрителя и не оставляет равнодушными ни маленьких гостей театра, ни их родителей. А дело все в удивительной подаче рассказа, где каждый герой представлен живым и очень знакомым. Почти на карикатурном уровне нам показывают главного героя, обычного мальчика, который не может найти друзей и добиться внимания родителей. Мальчика, который любит комиксы, видит во снах прекрасных морских коньков и в режиме перемотки мечтает, как отомстит всем своим школьным недругам. Он, как и все дети его возраста, использует сленг, злоупотребляет словом «зачет» и считает свою семью самой-самой лучшей. Он беззлобен, хоть и обидчив, он честен, хоть иногда и не говорит всего, что у него на уме, а понравившуюся девочку он ласково называет «Ромашкой». И в этом и заключается его ценность, Жора – это самый обычный ребенок, в нем мы узнаем самих себя, своих младших братьев и сестер, своих детей.
Главные герои спектакля отчасти архетипичны, а оттого и понятны нам. Ведь кому в наше время не знаком образ матери-карьеристки или немного слабохарактерного отца? А чего стоит бабушка в переднике с сырниками наготове и странноватый, но веселый дедушка? Даже грозный пес с серьезным именем Леон Николаевич и тот найдет приятный отклик в сердцах зрителей. Действие и сюжет представления больше напоминает калейдоскоп. Яркий, цветной, разнообразный, искрящийся спектакль и собирается из различных мыслей главного героя, его чувств, поступков, обид и грусти. Но калейдоскоп этот, безусловно, собран с большой любовью и трепетом. Постановка увлекает детей и помогает понять происходящее на сцене каким-то интуитивным способом. Так, например, голубая подсветка и зонтики, превращающиеся в медуз, ясно дают понять о печали маленького Жоры, красные переливы предупреждают о начале конфликта, а музыкальные вставки в исполнении «LampЫ Orchestra» виртуозно дополняют смысловые пассажи.
Кстати и для взрослых здесь найдется чему улыбнуться. Будь то комический эпизод с посещением чудо-целительницы, общение с банком через банку для консервирования (очаровательный каламбур) или анекдотичные распри между невесткой и свекровью. Скрытых смыслов или, напротив, лежащих на поверхности здесь предостаточно. Однако то, что видно не сразу и является основной ценностью как книги, так и спектакля – это тема выражения любви через еду. По словам писательницы Тони Шипулиной, история Жоры – это в большей степени история о том, как взрослые, не умея проявлять любовь, перекармливают своих детей. Хотя большую радость ребенку принесет время, проведенное в кругу близких, а не зефирки и шоколадки…

Спектакль говорит о вещах болезненных и грустных языком ироничным и гротескным. Однако, автор истории о Зефирном Жоре Тоня Шипулина не вкладывает никакого морализаторского посыла, она лишь повествует нам о мальчике, уязвимом, ранимом, но вместе с тем и сильном. Именно такого героя видит зритель в конце спектакля. Жора проходит некую инициацию взросления и на глазах зрителей побеждает свои страхи и дает отпор обидчикам. Именно этот обычный мальчик напоминает нам о том, что не надо бояться рисковать, нужно лишь сделать шаг навстречу смелости. Так фраза «приказано дышать, отказано сдаваться», звучащая в спектакле, становится обращением ко всему миру, ведь именно следуя этому кредо Жора преображается в самого необыкновенного обыкновенного мальчика.
Made on
Tilda